СОРЕВНОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ ГОРНОГО ТУРИЗМА

                        (методические рекомендации)

                     г.Москва 1983 г. Разработал В.Г.Коган

                     ТАБЛИЦЫ ШТРАФОВ ПО ТЕХНИКЕ 

 Общие указания. Все нарушения в пределах таблицы штрафов условно разделены соответственно на три группы: 
техника движения, техника организации переправы, техника транспортировки пострадавшего. Для удобства 
судейства нарушения одного вида группируются в пределах таблицы, а не располагаются в порядке увеличения 
штрафа (п/п. 2-4 "срывы", 7-10 "нарушения страховки" и др.). 
 При оценке техники движения и страховки необходимо руководствоваться следующими общими правилами: если 
одно нарушение влечет за собой возникновение еще одного или нескольких нарушений, подлежащих штрафу, на 
участника налагается штраф только за одно нарушение, но оцениваемое наибольшим штрафным баллом. Так, если 
в процессе выступления участник потерял рукавицу (1 балл - см. п. 6 "в"), а в дальнейшем вынужден был
страховать без рукавиц (3 балла - см. п. 10"а"), а затем спускаться по веревке без рукавиц (2 балла - см. 
п. 5), на него налагается один штраф, но наибольший - 3 балла;

   - если нарушение произошло по вине судейской коллегии, то вопрос должен быть решен в пользу участника. 
   Например, если в результате недостаточной слабины судейской страховки участник при движении маятником 
   потерял управление, то штраф не налагается. В исключительных случаях главный судья может допустить 
   команду к повторному выступлению; 
   - если допущенные участниками соревнований нарушения не оговорены настоящими методическими 
   рекомендациями, то они должны оцениваться с точки зрения действующих правил техники движения и 
   страховки в альпинизме и горном туризме. 

 Техника движения. Попыткой к началу движения участника, находящегося на самостраховке, является снятие
его с самостраховки (перед началом подъема, спуска по веревке и др.), а у пункта страховки при смене 
ведущего - попытка движущегося участника подняться выше уровня расположения страхующего (ступни ног выше 
пункта страховки), начать спуск и уйти на траверс (стоя на месте не достает до пункта страховки) и др. 
 При попытке к движению без верхней (судейской или командной) страховки или страховки, не обеспечивающей 
безопасность движения, судья на дистанции обязан остановить участника, потребовать организовать безопасную 
страховку и выставить штраф, соответствующий характеру нарушения. 

 1. Использование опоры за ограничением - снятие команды с дистанции. Нагружение при движении участника 
конечностью или любой частью тела ограничительных указателей или рельефа за ограничением. Ширина 
ограничительной линии входит в размеры ограничиваемых ею участков или площадей за пределами маршрута 
(дистанции). Условиями проведения соревнований может быть запрещено касание ограничительной линии и 
рельефа за ограничением. Не является нарушением: 

   - касание неплотно прилегающего к рельефу ограничительного шнура переносимой по воздуху конечностью; 
   - перенос конечности или тела по воздуху над ограничительными указателями или над зоной ограничения; 
   - касание ограничительных указателей и рельефа вне дистанции развевающимися частями одежды или не
   жестко закрепленным на участнике снаряжением: рукавицами на тесьме, скальным молотком и др.; 
   - пересечение ограничительных указателей при спуске по веревке или при транспортировке груза, если 
   условиями соревнований не оговорено движение по коридору. 

 Условиями проведения соревнований может быть оговорено, что при движении нижнего участника по 
вертикальным перилам, при подъеме по веревке или при перемещении маятником нагружение ограничительных 
указателей и рельефа за ограничением (если по условиям безопасности допустимо) будет рассматриваться как
срыв нижнего участника (штраф 10 баллов - см. п. 3). 
 Нижним является участник, обеспеченный верхней командной страховкой, т. е., когда верхний пункт, в
карабин которого заложена страховочная веревка, находится выше уровня ступней ног страхуемого или стоя на 
месте (при траверсе) он достает к верхнему пункту страховки. При этом не имеет значения место расположения
страхующего (тот, кто страхует) относительно страхуемого. 
 Верхним является участник, обеспеченный нижней командной страховкой, т. е., когда верхний пункт, в карабин 
которого заложена веревка командной страховки, находится ниже уровня ступней ног страхуемого или стоя на
месте (при траверсе) он не достает к верхнему пункту страховки. 

 2. Срыв верхнего участника - снятие команды с дистанции. Полный срыв верхнего участника с повисанием на 
судейской страховке. Полным срывом является падение движущегося участника в результате потери всех точек 
опоры на рельефе, т. е. срыва всех конечностей. При этом сорвавшейся считается также конечность, которая
в момент срыва других находилась в движении (не была закреплена на рельефе). Срыв конечности -
стремительное проскальзывание конечности (вниз или в сторону) с отрывом или без отрыва от поверхности 
рельефа, как с нарушением (ступени, срыв зацепа), так и без нарушения точек опоры. 
 Следует учесть, что при горизонтальном и пологом траверсе страхуемый и страхующий находятся
приблизительно на одной горизонтали, а поэтому понятие "нижний участник" отсутствует. При срыве первого и последнего
(идущего не по перилам) считается срыв верхнего участника. 

 Особо следует оговорить срыв верхнего участника без повисания на судейской страховке на старте, т. е. до 
закрепления командной страховки на первом пункте, который необходимо рассматривать как: 

   - отсутствие срыва, если на рельефе неподвижно закрепленной оставалась хотя бы одна конечность; 
   - срыв с самозадержанием (см. п. 4) - при отрыве от рельефа или стремительном проскальзывании всех 
   конечностей; 
   - техническая неподготовленность - при многократном срыве верхнего участника (допустимое количество 
   срывов после смены ведущего оговаривается Условиями проведения соревнований). 

 3. Срыв нижнего участника - 10 баллов. Полный срыв нижнего участника с повисанием на своей страховке. 
Нарушением считается: 

   - срыв нижнего участника, перемещающегося лазанием по перилам или по веревке; 
   - передвижение маятником без предупреждения страхующего (иду маятником, закрепи веревку и др.). 

 4. Срыв с самозадержанием - 5 баллов. Полный срыв верхнего или нижнего участника с последующим 
прекращением падения без нагружения своей или судейской страховки. При этом не имеет значения причина 
прекращения падения, т. е. участник принял меры к самозадержанию (ухватился за выступ скалы и др.) или 
задержался самопроизвольно (застрял в камине, завис на самостраховке и др.). 

 5. Неправильный спуск по веревке - 2 балла. Неправильное выполнение приема спуска по веревке. Нарушением 
считается: 

   - неправильное положение веревки (нарушен рисунок системы "карабин-плечо", веревка перекинута через 
   предплечье регулирующей руки и др.); 
   - потеря устойчивости, т. е. касание рельефа при спуске или площадки приземления локтем, боком, спиной
   и др. (не является нарушением касание рельефа кистями рук или ступнями ног, а также любой частью тела 
   во время развязывания схватывающего узла на веревке, который"сработал" во время спуска); 
   - выпуск веревки регулирующей рукой без предварительного ее закрепления (после начала движения, до 
   организации самостраховки у пункта пересадки, в результате потери устойчивости и др.) при отсутствии 
   верхней командной страховки;
   - спуск по веревке без рукавиц (одной или двух);
   - спуск по сдвоенной веревке, не закрепленной к пункту страховки или к участнику (участникам) на 
   финишной площадке; 
   - спуск всех участников (кроме первого) к пункту пересадки по не закрепленной внизу веревке (одинарной
   или сдвоенной). 

 Если имеют место несколько нарушений (отсутствие судейской страховки, петли со схватывающим узлом и
др.), то на участника налагается штраф за каждое из них и штрафные баллы суммируются. 
 Если один из участников (кроме последнего) предпринял попытку к началу движения на спуске по правильно 
подготовленной основной (одинарной или сдвоенной) веревки без верхней командной страховки (при
отсутствии судейской страховки), но закрепился петлей со схватывающим узлом, то штраф (см. п. 9) 
уменьшается до 3 баллов (неправильная страховка - см. п. 10). 

 Техника страховки. При оценке техники страховки необходимо исходить из общего правила, согласно которому 
каждый участник на маршруте должен быть обеспечен верхней страховкой (судейской или командной). 

 6. Потеря на, маршруте: 

 а) контрольного груза - снятие команды с дистанции. Если команда приняла меры и возвратила контрольный
груз без нарушения правил обеспечения страховки и безопасности в то место, где он был потерян, то она не
наказывается снятием; 

 б) защитной каски - снятие команды с дистанции;

 в) основной веревки - 10 баллов. Основной считается веревка диаметром не менее 10 мм, обладающая 
требуемой прочностью и используемая в качестве страховочной или перильной. К вспомогательным относят все 
веревки (независимо от их диаметра), которые используют для вспомогательных целей (оттяжки груза, 
перетягивания прицепного устройства на переправе и др.). 
 Если при потере веревки диаметром 10 мм и более судейская коллегия не может установить, по какому
назначению она использовалась, так как вспомогательная веревка не отличается по цвету (маркировка должна 
быть указана в заявке по тактике), она считается основной; 

 г) прочего снаряжения - 1 балл. К прочему относится все снаряжение, кроме предусмотренного пп. "а", "б",
"в".
 Потерянным на маршруте является снаряжение, оказавшееся за пределами дистанции в процессе выступления 
команды, в том числе сброшенное (веревка, незакрепленная к участнику или к рельефу, и др.), а также
пришедшее в негодность (перетерлась петля, веревка, перебилось древко молотка и др.) или оставленное на 
дистанции после финиша (см. с. 49). Не является нарушением:

   - если снаряжение, оставленное в пределах дистанции одним участником, доставит к финишу другой
   участник; 
   - если прочее снаряжение задержит в процессе падения или заберет с дистанции (самозадержалось) и
   доставит к финишу один из участников; 
   - потеря личных вещей (очков, часов и др.), не являющихся снаряжением. 

 Штраф налагается за каждый оставленный или потерянный предмет, входящий в снаряжение. Если группа 
предметов была собрана еще до старта воедино и заявлялась как система : лесенка с УприбинтованнымФ к ней 
карабином, петля с "прибинтованными" к ней двумя карабинами - удлинитель и др., то считается как один
предмет. 

 7. Потеря судейской страховки: 

 а) на маршруте - снятие команды с дистанции. Отстегивание от страховочного пояса верхнего участника
судейской страховки между пунктами страховки на маршруте. 
 Пунктами страховки являются пункты смены ведущего (обязательные и необязательные), перестегивания
судейской страховки, спуска по веревке и пересадки при спуске. В контрольные пункты дополнительно входят 
пункты промежуточной страховки, оборудованные службой дистанции или самими участниками, а также 
специальные пункты на маршруте (отсчета контрольного времени, высоты подъема пострадавшего и др.); 

 б) у пункта страховки - 5 баллов. Нарушением считается: 

   - неправильное перестегивание судейской страховки (отстегивание одной до того, как пристегнута другая 
   и др.); 
   - начало движения без судейской страховки (верхнего участника на подъеме, последнего на спуске и др.). 

 8. Отсутствие страховки - снятие команды с дистанции. Отсутствие командной страховки у движущегося
участника. 
Нарушением считается, если: 

   - конец страховочной веревки отстегнут и командную страховку нельзя восстановить стоя (при траверсе 
   или подъеме с нижней страховкой участник уронил конец страховочной веревки и др.), и нет места для 
   самостраховки; 
   - нижний участник узел на такое расстояние в сторону (на маятник), что веревка, которой его 
   страховали, перестала выполнять функцию верхней командной страховки (см. п. 3); 
   - петля, образованная страховочной веревкой (ниже ног у верхнего участника), превышает длину между
   двумя последовательно расположенными пунктами промежуточной страховки или оговоренного Условиями 
   соревнования двухкратного предельного расстояния между ними. 

 9. Прекращение страховки (самостраховки) - 5 баллов. Временное отсутствие командной страховки у
движущегося участника или самостраховхи в пунктах страховки. Нарушением считается: 

   - прекращение страховки страхующим (выпуск веревки из рук страхующим, неправильная смена страхующего, 
   односторонняя страховка при движении по горизонтальным или пологим перилам и др.); 
   - потеря страховки страхуемым (неправильная замена страховочной веревки, развязывание узла или 
   растегивание креплений в элементах страховочного снаряжения, начало движения участника (лазанием, по 
   веревке, по крутонаклонным и вертикальным перилам) без командной страховки или при судейской
   страховке - без закрепления петлей со схватывающим узлом и др. 
   - неправильный переход от страховки к самостраховке и наоборот (снятие с самостраховки без командной 
   страховки, прекращение командной страховки при отсутствии самостраховки и др.); 
   - неправильное движение участников в пределах одного участка маршрута, т. е. между двумя пунктами
   страховки или пунктом страховки и специальным пунктом (один над другим, под перемещаемым грузом и др.); 
   - недопустимое исполнение технического приема по организации страховки (движение вброд по перилам на 
   петле со схватывающим узлом и др.), 

 Не является нарушением движение со стартовой площадки участника без командной страховки на высоту, при 
которой его грудная обвязка находится ниже ближайшего пункта страховки. 

 10. Неправильная страховка (самостраховка) - 3 балла. Страховка, которая может не обеспечить удержание
участника при полном срыве и тем самым своевременно предотвратить дальнейшее его падение или вызвать 
опасные последствия для страхующего. За неправильную страховку штраф дается один раз при страховке 
каждого участника и у каждого пункта страховки, а за образование петли или стрелы прогиба (провисания 
веревки) - один раз в пределах между каждой парой пунктов промежуточной страховки. Если при страховке 
одновременно допускается несколько неправильных приемов, то участник может быть наказан штрафом в 5 
баллов, как за прекращение страховки (см. п. 9). Нарушением считается: 

 а) во всех видах соревнований: 

   - неправильные действия страхующего (расположение рук страхующего на расстоянии менее 0,5 м от
   карабина, страховка без рукавиц, угол охвата карабина веревкой после повисания страхуемого менее 90¦, 
   страховка одной рукой, не закреплен противоположный конец страховочной веревки и др.); 
   - неправильное расположение страхующего относительно страхуемого (под движущимся участником, в зоне 
   перемещения страховочной веревки при срыве идущего траверсом и др.). Допускается движение участника
   над страхующим в период осуществления подсаживания и после закрепления страховочной веревки на 
   ближайшем вышерасположенном пункте промежуточной страховки; 
   - неправильные действия страхуемого (допускает при подъеме с верхней командной страховкой провисание 
   страховочной веревки ниже подошвы ног или образует у себя ее запас, при траверсе - создание стрелы
   прогиба более чем на 1,5 м, перепрыгивание по воздуху без дополнительной точки опоры, передвижение 
   по крутому снежно-ледовому склону без самостраховки ледорубом и др.;
   - неправильно выполнена самостраховка (длина более двух метров или превышает ширину полки, на которой 
   находится участник, закреплена к пункту, расположенному ниже подошвы ног или через который
   осуществляют страховку, к не предназначенным для самостраховки пунктам, к элементам страховки напарника 
   и др.); 

 б) при организации переправы (дополнительно): 

   - неправильные действия страхующих (при переправе вброд: не учтено направление течения, недостаточное 
   расстояние между краями "усов", т. е. менее половины ширины реки, отсутствие подтягивающей веревки и
   др.); 
   - при навесной крутонаклонной переправе: отсутствие веревки для регулирования скорости и др.); 
   неправильные действия переправляющегося (при движении вброд: переправа выше перил по течению, 
   неправильно выбрана длина самостраховки, неправильная работа с шестом и др.; при навесной переправе: 
   нарушена очередность пристегивания к перильной веревке и отстегивания от нее, движение участника вниз 
   головой при крутонаклонном положении перильного каната и др.). 

 11. Пропуск, пункта промежуточной страховки, - 3 балла за каждый, трех подряд - снятие команды с
дистанции. 

 Пункт промежуточной страховки считается пропущенным, если со своего места участник не достает до него
или если превышено расстояние между самостоятельно забиваемыми крючьями. 
 Условиями может быть оговорено, что пункт промежуточной страховки считается пропущенным после 
закладывания страховочной веревки в карабин последующего пункта. Нарушением считается: 

   - страховочная веревка не проходит через карабин, закрепленный в пункте промежуточной страховки; 
   - страховочная веревка отстегнулась от пункта промежуточной страховки до закладывания ее в карабин 
   последующего пункта, забивка крюка на расстоянии более 1,5 м от заявленного места (на фотографии, 
   схеме и др.); 
   - вырывание забитого командой крюка в пункте промежуточной страховки (под нагрузкой или 
   самопроизвольно); 
   - превышение расстояния между самостоятельно забиваемыми крючьями более четырех метров. При 
   самостоятельной забивке крючьев расстояние контролируется между двумя ближайшими крючьями на 
   маршруте и может быть уменьшено Условиями. 

 12. Неправильное завязывание узла - 2 балла. Штраф налагается за использование неправильно завязанного
узла. 
 Нарушением считается: 

   - видоизменение рисунка узла в сторону уменьшения его надежности (в том числе отсутствие контрольных
   узлов там, где они предусмотрены); 
   - применение узла не по назначению (прямого для связывания разных по диаметру веревок и др.); 
   - развязывание узлов или креплений в процессе их использования (отвязалась веревка для оттяжки груза, 
   ослабли фитили креплений кошек и др.), но не в элементах страховочного снаряжения (см. п. 9). 

 13. Не завинчена муфта, карабина - 1 балл. Если при нажатии пальцем защелка открывается, то муфта
карабина считается незавинченной (см. п. 21). 
 Нарушением считается, если муфта карабина не закручена (преднамеренно или случайно) или раскрутилась 
(самопроизвольно или участником) в процессе выступления команды. 
 Не является нарушением использование карабинов с незавинченной муфтой для закрепления: 

   - контрольного груза и различного снаряжения (при транспортировке или страховке) снаряжения, 
   обеспечивающего создание искусственных точек опоры (лесенок, петли, веревки и др.); 
   - веревки для спуска при верхней страховке (на рельефе и на участнике). 

 Техника организации переправы и транспортировки пострадавшего. 


 14. Обрыв перильной веревки - снятие команды с дистанции. Во время переправы участника произошел обрыв 
перильной веревки или послабление ее под нагрузкой с образованием постоянной стрелы прогиба до уровня
воды (неправильно оборудован пункт закрепления веревки или она закреплена после натяжения и др.). 
 Если обрыв перильной веревки произошел во время переправы контрольного груза, то штраф налагается как 
за потерю контрольного груза (см. п. 6 "а"). 
 Если обрыв перильной веревки произошел во время натяжения (чрезмерное натяжение, использование 
некачественной веревки и др.), то штраф налагается как за потерю основной веревки - 10 баллов (см. п. 6
"в"). 

 15. Снос течением участника - 10 баллов. При переправе вброд участник был сбит течением реки, его 
снесло и он повис на плаву (на командной страховке), команда приняла действенные меры и вытянула его на 
берег (мелководье) или участник встал сам после протравливания веревки. 
 Если при переправе вброд участник был сбит течением реки и команда не может помочь ему выбраться на
берег, а дальнейшее пребывание его в воде небезопасно, то судьи должны принять меры по оказанию помощи 
сбитому течением реки участнику, а команду снять с дистанции за техническую неподготовленность. 

 16. Снос течением с самозадержанием - 5 баллов. Сбитый течением реки участник приостановил снос 
(самозадержался на мели, у камня, повис на перилах и др.), восстановил равновесие и продолжил движение
вброд. 

 17. Потеря устойчивости при переправе - 2 балла. Идущий вброд участник потерял устойчивость (споткнулся, 
потерял равновесие и т. д., что привело к касанию рукой поверхности воды, камня и др.) без сноса
течением. 

 18. Намокание участника или контрольного груза - 10 баллов. Провисание участника или контрольного груза
ниже условного уровня воды без образования постоянной стрелы прогиба у перильной веревки (см. п. 14).
Намокание фиксируется по провисанию ниже условного уровня воды как самого участника, так и жестко 
закрепленного на нем снаряжения. 

 19. Неправильное оборудование пунктов закрепления веревок - 10 баллов. Нарушением считается: 

   - неправильное завязывание локальной петли (в работе нагружаются не все крючья), неправильный рисунок 
   петли и др.;
   - если локальная петля связана менее чем из двух обособленных витков основной веревки или шести 
   вспомогательной; 
   - использование для закрепления локальной петли менее двух крючьев на скальном рельефе или грех 
   крючьев на ледовом склоне; 
   - ненадежное крепление транспортировочной веревки или петли (за дерево, пункт страховки и др.); 
   - применение запрещенных и саморазвязывающихся ("удавка" и др.) узлов. 

 20. Неправильное выполнение технического приема - 10 балла. 

 Нарушением считается :

   - несоответствие выполненного технического приема Условиям проведения соревнований, если за 
   невыполнение Условий не предусмотрено снятие; 
   - неправильное оборудование подручных средств (носилок из шестов, волокуш и др.); 
   - выполнение технического приема с нарушением установленных норм и правил (способ транспортировки не 
   соответствует характеру травмы, неправильное наращивание сдвоенных веревок, отсутствие постоянного 
   натяжения сдвоенных веревок при подъеме полиспастом УпострадавшегоФ, "пострадавший" не привязан к 
   носилкам и др.). 

 21. Неправильное оборудование полиспаста или тормоза - а 5 баллов. Нарушением считается: 

   - если схватывающий (карабинный) узел вяжется из одинарного репшнура на сдвоенных веревках при 
   спуске-подъеме "пострадавшего"; 
   - крепление петли фиксирующего устройства непосредственно к карабину, входящему в систему полиспаста; 
   - отсутствие фиксирующего устройства при спуске-"пострадавшего" и др.; 
   - неправильное расположение муфт карабинов в тормозной системе (у вертикального на раскручивание, у 
   поперечного - сверху); 
   - если в системе полиспаста (тормоза) не завинчена муфта карабина (см. п. 13). 

 По последним двум подпунктам штраф налагается за каждый карабин. 

 22. Неправильное закрепление веревки к участнику - 5 баллов. 

 Нарушением считается, если: 

   - сдвоенные веревки выше "беседок" не связаны общим узлом; страховочные пояса "пострадавшего" и 
   сопровождающего не закреплены к транспортировочным веревкам (при двойном нарушении штраф 
   удваивается); 
   - "пострадавший" и сопровождающий дополнительно не соединены страховкой между собой; 
   - "стремена" неправильно закреплены на "пострадавшем"; петли "беседок" на сдвоенных -веревках 
   чрезмерно или недостаточно смещены относительно друг друга. 

 23. Неправильные действия сопровождающего - 5 баллов. Нарушением считается, если сопровождающий: не 
обеспечивает постоянное натяжение сдвоенных веревок (движение лазанием, подъем "пострадавшего" на себе 
и др.): 

   - не пристегнут к носилкам или волокуше (при движении по склону с уклоном более 10¦); 
   - не предохраняет "пострадавшего" от "ударов" о скалу (срыв в результате движения маятником, потеря 
   равновесия из-за неправильного положения относительно "пострадавшего", "пострадавший" касается
   рельефа и др.). 

 24. Неправильные действия регулирующих спуск-подъем "пострадавшего" - 5 баллов. Регулирующие спуск-
подъем "пострадавшего" своими действиями не обеспечивают устойчивости сопровождающего (большое 
протравливание сдвоенных веревок при перемещении нижнего схватывающего узла в полиспасте, чрезмерная 
скорость выдачи или вытягивания сдвоенных веревок и др.). 

 25. "Пострадавший" оказывает помощь при транспортировке - 3 балла. 

 Нарушением считается если "пострадавший" производит действия во время:

   - подготовки к транспортировке (участвует в завинчивании муфт, завязывании беседок и др.) даже не 
   травмированной конечностью; 
   - подсказывает своей команде; 
   - транспортировки, в которых участвует травмированная конечность (придерживается за веревку,
   отталкивается от скалы и др.). 

                  ТАБЛИЦА ШТРАФОВ ЗА ИЗМЕНЕНИЕ ТАКТИКИ 

 Таблица штрафов за изменение тактики служит для оценки выполнения командами предварительно заявленной 
тактики прохождения дистанции. Как и в таблице по технике, нарушения одного вида (пп. 1-2 "изменение 
маршрута", пп. 5-6 "изменением способа транспортировки" и др.) группируются рядом, а не располагаются в
порядке увеличения штрафа. 
 В отличие от судейства по технике, если одно изменение влечет за собой возникновение еще одного или
нескольких изменений в заявленной тактике, то штрафы суммируются. Например, если команда взяла на 
маршрут незаявленную лесенку (штраф 3 балла - см. п. 8) и, применила ее на двух участках маршрута при 
прохождении первого участника (штраф 3 балла X 2 - см. п. 9), то на команду налагается штраф 3+6=9 
баллов. 

 1. Изменение заявленных маршрутов - снятие команды с дистанции. Команда при прохождении дистанции 
изменила все заявленные контрольные пункты или полностью изменила порядок их прохождения. 

 2. Отклонение от заявленного маршрута - 5 баллов на одного участника за каждый контрольный пункт.
Нарушением считается, если изменен порядок прохождения или количество отдельных заявленных контрольных 
пунктов на маршруте. 

 3. Изменение места применения технических средств или приемов - 10 баллов за каждое изменение.
Нарушением считается изменение мест брода, натяжения перильного каната, расположения полиспаста, 
вытягивания контрольного груза и др. 

 4. Изменение схемы полиспаста - 10 баллов за каждое изменение. 

 Нарушением считается изменение: вида полиспаста (вместо одинарного - полуторный и др.); элементов
полиспаста (замена карабина на блочок, вида фиксирующего устройства и др.): направления приложения 
усилий. 

 5. Изменение способа .транспортировки "пострадавшего" - 10 баллов на каждом участке маршрута. 
 Нарушением считается изменение: 

   - вида транспортировки (вместо заявленного подъема на стременах, подъем с сопровождающим и др.); 
   - применение незаявленных технических приемов (вместо заявленной транспортировки на себе
   транспортировка на себе с помощью рюкзака, сбухтованной веревки и др.). 

 6. Изменение способа транспортировки контрольного груза - 3 балла за каждый контрольный груз в 
пределах одного участка маршрута. 

 Нарушением считается: 

   - применение незаявленных технических приемов (оттяжек, блоков и др.); 
   - перераспределение контрольного груза перед стартом (увеличение или уменьшение количества рюкзака 
   с контрольным грузом, изменение соотношения грузов в рюкзаках); изменение вида транспортировки 
   (вместо передвижения с грузом перетягивание по перилам, вытягивание веревкой и др.). При 
   передвижении с грузом нагрузка передается на участника, который его транспортирует. При 
   сопровождении груза нагрузка передается на участника частично или периодически. 

 Условиями может быть оговорено, что изменение участников, осуществляющих транспортировку контрольного 
груза, является нарушением способа транспортировки. 

 7. Изменение способа, страховки - 3 балла на одного участника на каждом участке маршрута. Нарушением
считается, если: 

   - изменен вид страховки (верхняя на нижнюю и др.); 
   - система страховки (попеременная на одновременную и др.). 

 Условиями может быть оговорено, что изменение страхующих учаcтников (вместо ¦ 3 страхует ¦ 2 и др.)
также является нарушением способа страховки. 

 8. Изменение заявленного снаряжения - 3 балла за каждый предмет. 

 Нарушением считается, если изменены количество (вместо заявленных трех веревок взято четыре конца и
др.), качество (вместо 40-метровой взята 60-метровая веревка и др.) или перечень заявленного снаряжения 
(взята незаявленная вспомогательная веревка или не взята заявленная лесенка и др.). 

 9. Изменение способа движения - 3 балла на одного участника на каждом участке маршрута. Нарушением
считается: 

   - использование искусственных точек опоры (лесенок и др.) при .заявленном свободном лазаний и 
   наоборот; 
   - изменение технических средств при заявленном искусственном лазаний (заявлено движение на
   схватывающем, а применены жумары, использование лесенки вместо петли и др.). 

 При свободном лазаний участник передвигается с использованием естественных точек опоры рельефа за счет
своей технической и физической подготовленности без помощи каких-либо приспособлений, облегчающих или 
ускоряющих движение, которые применяются при искусственном лазаний (навешенные на крюк .лесенка, петля, 
удлинитель, дополнительно забитый крюк, закрепленная на рельефе клемма, веревка командной страховки, а
также подсаживание и др.). 

 10. Изменение порядка движения - 1 балл на одного участника на каждом участке маршрута. Нарушением
считается, если фактический порядок движения участников на данном маршруте не соответствует заявленному 
при сохранении количественного состава участников на нем (см. п. 2). 

 11. Изменение заявленного времени - 0,1 балла за каждый 1% несоответствия зачетного времени заявленному
сверх первых ¦10% 

 Нарушением считается, если .фактическое время прохождения дистанции данной командой не соответствует 
заявленному времени больше чем на ¦10%. Штраф за несоответствие зачетного времени (Тз) заявленному (То) 
определяется по формуле: 

                        Штраф = [Тз - Т*] X (10: То) - 1 

 Определение соотношения (10:70) и штрафа за несоответствие времени значительно упрощается и ускоряется
при использовании соответствующей таблицы (приложение 2), которая также позволяет избежать получения
ошибочных результатов. 

 12. Общее впечатление - от 1 до 3 баллов. Если команда слабо технически подготовлена, отсутствует 
взаимодействие между участниками, имеют место элементы неспортивного поведения, тактика не соответствует 
характеру дистанции и др., то она может быть наказана за "Общее впечатление". Штраф налагается главным
судьей вида. 

                     ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ НАРУШЕНИЙ 

 На основании наиболее характерных случаев, которые имеют место в процессе проведения соревнований, 
рассмотрим некоторые общие вопросы судейства. 
 Следует помнить, что штраф налагается за неправильно выполненный прием. Если участник путался, но в
конечном итоге выполнил прием правильно, так как сам заметил ошибку пли подсказали члены команды (но не 
со стороны) до его применения, то штраф не налагается. Например, участник забыл надеть рукавицы и подал 
команду: "Страховка готова!". Страхуемый заметил ошибку и, не снимаясь с самостраховки, указал на нее 
страхующему. Тот исправил ошибку до начала движения напарника. Штраф не налагается. 
По заявленной тактике после участника ¦ 3 должен подниматься участник ¦ 4, но начал движение участник ¦5. 
Товарищи по команде заметили ошибку, вернули участника ¦ 5 в исходную точку маршрута, и начал движение 
участник ¦ 4. Команда себя наказала временем и штраф за изменение тактической заявки не налагается. 
 При оценке технических нарушений следует учитывать не только неправильное выполнение самого приема, но 
и связанные с этим последствия. Если, например, расстегнулась пряжка страховочного пояса, то налагается
штраф 5 баллов (прекращение страховки -см. п. 9), а не 2 балла (неправильно застегнутое крепление - см. 
п. 2). 
 Действия страхующего должны оцениваться с учетом применяемых методов страховки. Например, отдельные
новые методы страховки (узел на трение, тормозные приспособления и др.) допускают страховку без рукавиц,
исключают требования к углу охвата и т. д. 
 Необходимо учесть, что, все ограничительные требования по страховке направлены на обеспечение
безопасности движущегося и страхующего участников. В этой связи следует рассматривать страховку одной 
рукой. Так, при срыве участника для уменьшения пути свободного падения страхующий должен в кратчайший 
срок максимально выбрать страховочную веревку, что выполнимо только за счет перехвата ее руками. Поэтому 
страховка считается одной рукой, если второй рукой страхующий не работает или выполняет какие-либо 
действия, не связанные со страховкой (поправляет снаряжение и др.), а не перехват веревки. Если у 
страхующего возникла необходимость высвободить одну руку (необходимо поправить веревку и др.), он должен 
приостановить движение страхуемого (дать команду "закрепись") и зажать обе ветви страховочной веревки 
второй рукой возле карабина, через который осуществляется страховка.
 Особо следует оговорить ложный срыв, который может произойти при движении как нижнего так и верхнего 
участников. Если участник при срыве трех конечностей одной рукой держится за удлинитель, лесенку н др. 
или сдвоил веревку командной страховки и самозакрепился, то срыв отсутствует. 
 Перила могут быть не только вертикальными и горизонтальными, но и крутонаклонными и пологими. На 
крутонаклонные перила распространяются все правила передвижения по вертикальным перилам, а на пологие -
по горизонтальным. Перила считаются крутонаклонными, если участник при срыве или во время движения по 
навесной переправе перемещается к более низко расположенной точке закрепления веревки без дополнительных 
усилий со своей стороны (самоходом). Во избежание разногласий тип перил должен быть оговорен Условиями. 
 Если между двумя пунктами закрепления перильной веревки (жестко) находится пристегнувшись (нагружают)
более одного участника, то второй наказывается штрафом в 3 балла (неправильная страховка -см. п. 10). 
 Если участник неправильно осуществляет перестегивание в пунктах закрепления (подвижно или жестко) 
перильной веревки или при переходе с одних перил на другие, то также наказывается штрафом в 3 балла 
(неправильная* страховка - см. п. 10). 
 Если при судейской страховке участник начал движение по веревке или по вертикальным (крутонаклонным) 
перилам на жумаре без петли со схватывающим узлом или на "скользящем" карабине, то он наказывается
штрафом в 5 баллов (прекращение страховки - см. п. 9). 
 Если при судейской страховке последний участник (см. п. 5) начал подъем с площадки по веревке на
схватывающем без контрольного узла на уровне пояса, то он наказывается штрафом в 2 балла (как 
неправильный спуск по веревке - см. п. 5). 
 Если имеют место несколько разнотипных нарушений при движении по перилам, то штрафы суммируются. Так,
при передвижении по крутонаклонным перилам на "скользящем" карабине и не правильном переходе с одних 
перил на другие участник наказывается штрафом в 5-l-3=8 баллов. 
 Особо следует оговорить судейский контроль за нижним участником, который выходит на маятник или 
передвигается маятником. Помимо вышеизложенного (см. п. 3) необходимо учесть следующее: 

   - если нижний участник начал движение маятником после предупреждения страхующего, но потерял 
   управление (касание рельефа любой частью тела, кроме кистями рук или ступнями ног), то он наказывается 
   штрафом в 2 балла (см. п. 5); 
   - если нижний участник ушел в сторону на недопустимое расстояние (на маятник), он наказывается штрафом
   в 3 балла (неправильная страховка - см. п. 10) и его предупреждают о необходимости вернуться на маршрут
   (уйти с маятника);
   - если после предупреждения участник продолжает двигаться в сторону увеличения маятника, то он 
   наказывается штрафом в 5 баллов (прекращение страховки - см. п. 9) и получает повторное предупреждение 
   (первый штраф аннулируется), 
   - если после повторного предупреждения участник не принимает меры к уменьшению маятника, то команда 
   снимается с дистанции (отсутствие страховки - см. п. 8). Величина недопустимого расстояния при выходе
   на маятник определяется условиями безопасности участника заместителем главного судьи и зависит от
   расстояния к пункту (карабину), через который осуществляют страховку, рельефа скал и профиля трассы 
   маршрута. 

 Необходимо строго разграничивать технические и тактические нарушения от невыполнения Условий проведения 
соревнований: 

   - если на скальной дистанции команда оставит основную веревку, то она наказывается штрафом в 10 
   баллов (см. п. 6"в"); 
   - если команда не снимет веревку, служащую перилами на навесной переправе, то она снимается с 
   дистанции переправа. 

 В первом случае техническое нарушение (потеря основной веревки): в условия преодоления скальной
дистанции не входит доставить все веревки к финишу. Во втором случае - невыполнение Условий соревнований: 
команда должна натянуть переправу, переправиться и снять ее. Однако, если после снятия перильной веревки 
команда оставит ее за линией финиша, то ее следует не снимать, а наказать штрафом в 10 баллов, как и в 
первом случае. 
 Следует также отметить, что исходя из конкретных условий проведения соревнований отдельные подпункты
таблиц штрафов могут быть в судейских карточках выделены в самостоятельные пункты. Например, из п. 10
"Неправильная страховка" в самостоятельные виды нарушений могут быть выделены: "Страховка без рукавиц", 
"Руки близко к карабину" и др. В отдельных случаях, если это необходимо, в судейскую карточку могут быть 
внесены новые дополнительные пункты. Например: "Неправильная рубка ступеней", "Неправильный выбор места 
брода" и др.
 При назначении штрафа за новые пункты следует руководствоваться общей системой штрафов за однотипные
нарушения, предусмотренные Правилами. В отдельных случаях в силу необходимости (для улучшения условий 
проведения соревнований) величина штрафа за определенное нарушение может быть увеличена или уменьшена.
 Так, при самостоятельной забивке крючьев штраф за невыбитый крюк - 1 балл (потеря прочего снаряжения - 
см. п. 6 "г") целесообразно увеличить до 3 и более баллов, чтобы исключить оставление крючьев на 
дистанции, т. е. рассматривать. как, например, пропуск пункта промежуточной страховки (см* п. И).
 Подобные изменения таблиц штрафов должны быть оговорены Положением или Условиями.
 Момент финиша команды на каждой дистанции должен быть. оговорен Условиями (падение продернутой веревки 
на финишную площадку и др.. Однако, если команда выполнила Условия соревнований на данной дистанции, то 
финиш может быть зафиксирован и по просьбе капитана. Например, на скальной дистанции после спуска
последнего участника (контрольный груз доставлен- на финишную площадку) команда не может продернуть 
сдвоенную веревку (заклинило в трещине, забыли выщелкнуть карабин и др.). Один из участников может 
подняться вверх (по вертикальным перилам на петле со схватывающим узлом и с судейской страховкой и т. д.) 
и принять меры для снятия веревки. Судьи при этом оценивают технику движения и страховки (нарушение 
тактики отсутствует). Или капитан может попросить остановить секундомеры, а команда будет наказана 
штрафом в 10 баллов (см. п. 7 "б") за потерю основной веревки (если было связано две веревки, то 
соответственно 20 баллов и т. д.).
 Для облегчения судейства на основании приведенных выше описаний для каждой дистанции, в зависимости от 
характера препятствий необходимо составлять контрольные карточки (приложения 3 и 8). В судейских 
карточках, которые выдаются по числу команд-участниц, имеется перечень возможных нарушений и указан штраф,
 налагаемый за каждое из них. В контрольных карточках к каждому пункту нарушения дается краткое описание, 
которое позволяет судье уточнить характер отмеченного нарушения и тем самым, правильно установить величину 
штрафа. Судейские карточки подшиваются в папку и передаются в секретариат по мере выступления команд, а 
контрольная карточка наклеивается на внутренней стороне верхней обложки скоросшивателя и постоянно 
находится у судьи.



Туристский сайт
www.extremetour.dp.ua
www.boduni.narod.ru
© copyright 2001-2002