ОТЧЕТ

о водном походе по реке Самара,

Днепропетровская область, Украина,
совершенном 2 - 6 сентября 2002 г.


     Группа туристов г.Днепродзержинска в составе 2 человек совершила с 2.09.2002 г. по 6.09.2002 г. водный поход по реке Самара (Днепропетровская область) по маршруту:
г.Павлоград - с.Вербки - с.Вязовок - с.Кочережки - с.Подлесное - с.Васильевка - с.Всесвятское - с.Андреевка - с.Ивано-Михайловка - с.Вольное - п.Гвардейский - п.Черкасский - с.Хащевое - с.Орловщина - с.Песчанка - с.Новоселовка - оз.им.Ленина - г.Днепропетровск
     Общая протяженность маршрута около 131 км . Продолжительность похода 10 дней .
     Выбор реки Самара для проведения водного похода был не случаен. Ранее в этом районе приходилось бывать только в велосипедных и пешеходных походах, в том числе и в экстрим-кросс-походе "Самарские гонки". Кроме того это оптимальный район для водных походов невысокого уровня сложности, пройти маршрут можно за 4 - 5 дней. По пути расположено много живописных больших лесов. Нельзя не упомянуть и благотворное влияние на организм участников сочетание физической нагрузки, загара и купания в "бархатный" сезон. Для разработки маршрута и движения по маршруту использовались топографические карты Днепропетровской области масштабов 1:200000 и 1:100000.

Справочные сведения об участниках

Ф.И.О. Год рождения Место жительства, работы Туристский опыт Обязанности
Погребной Юрий Владимирович 1970 г.Днепродзержинск 1у, река Орель, Днепропетровская обл. Руководитель, ремонтник
Погребная Валентина Радионовна 1946 г.Днепродзержинск Тренировочный поход Завхоз, фотограф

График движения и техническое описание прохождения маршрута

      1 день пути, понедельник, 2.09.2002 г. В г.Днепропетровск группа прибыла электропоездом Днепродзержинск-Днепропетровск . Начало сплава планировалось от платформы 988 км ( с.Вербки ), куда можно доехать электропоездом Днепропетровск-Лозовая (около 6 рейсов в сутки). Но, поскольку в день отъезда утренний рейс был отменен, чтобы не терять несколько часов на ожидание, решили начинать поход от г.Павлоград . Ближайшим оказался электропоезд Днепропетровск-Богуславский , которым добрались до станции Павлоград-1 . Затем 3 км пешком вдоль железнодорожных путей на север до двух мостов через реку Самара . На левом берегу собрали байдарку ( "Таймень-2" ), пообедали и в 13.00 поплыли по реке. Русло в этом месте шириной метров 30, течение слабое.
     Через 2 км после старта пролив, находящийся справа, зарос, поэтому мы поплыли далее на запад. Еще метров через семьсот, пройдя вдоль леса, русло сузилось до 3 - 5 м, берега заросли камышом, течение увеличилось. Около километра протаскивали байдарку по мелям ( ракушечник, грязь, камыши ) до второго участка леса, где сделали перенос в самом узком месте ( около 170 м ).
     Далее 3 км шли по достаточно широкому руслу через село Вербки ( Фото 1 ) до автомобильного моста, находящегося в конце села. Еще через километр на левом берегу реки начинается лес, спустя 1.2 км в Самару впадает правая притока Малая Терновка . Лес заканчивается через 2.7 км. За лесом русло петляет, есть несколько заливов и проливов. После автомобильного моста в начале села Вязовок русло сильно заросло. Почти час исследовали плавни в поиске нужного пролива. Проход нашли, но пройти по нему было практически невозможно: узкий и глубокий, он был завален мусором, бревнами и ракушечником. Особо стоит подчеркнуть ракушечник. Он представлял собой толстую корку, лежащую на поверхности воды, по прочности напоминающую бетон. Вечерело, поэтому мы вернулись метров 100 к берегу и остановились на ночлег ( Фото 2 ) . Дров в этом месте нет - лес расположен на расстоянии до километра от берега реки. Большое количество комаров. Приготовили ужин, костер не разводили. Погода весь день ясная. Ветер небольшой восточный. Температура 20 - 25 °С. Тепло, но чувствуется, что наступила осень.
      2 день пути, вторник, 3.09.2002 г. Утром принес дрова, приготовили завтрак. Начали ходовой день с километрового обноса по левому берегу реки. Сошли на воду. На правом берегу в селе купили молоко и, пройдя по воде метров 500, сделали еще один перенос (около 700 м). Через километр опять перенесли байдарку и рюкзаки на расстояние около 300 м. Далее русло резко сузилось и на протяжении более километра оставалось узким. Течение значительно увеличилось. На этом промежутке встречались лежащие поперек русла бревна, были разобраны и вынесены на берег или пущены вплавь 3 мостика из бревен, так как они не позволяли проплыть, а перенос в этих местах был трудно осуществим.
     Наконец, выплыли в широкое русло. Через 800 м медленно проплыли под старым автомобильным мостом в конце села Вязовок . Его высота над поверхностью воды едва позволяла проплыть байдарке при условии, что участники ложатся на дно. До и после моста на обоих берегах реки есть песчаные пляжи. На одном из таких пляжей мы остановились на обед, 13.00 - 14.50. За полдня было пройдено не более 5 - 6 км, из которых около 2 км мы прошли по земле с байдаркой в руках и рюкзаками на плечах. Но самое интересное было еще впереди.
     За мостом повернули налево в узкий пролив. Его ширина и глубина небольшие, поэтому течение здесь сильное. Местами пролив завален деревьями. Сделали еще один обнос около 300 м. Русло расширилось до 5 - 10 м, течение уменьшилось. Река проходит по лесу. Через каждые 70 - 200 м встречались завалы еще на протяжении всего дня. Байдарку перетаскивали, не вынимая рюкзаков, переносили, вынимая рюкзаки, перетаскивал ее сам, где неудобно было работать обоим ( Фото 3 ) . Сначала пытался считать такие препятствия, но, досчитав до 15, сбился со счету... В 17.50 на одном из таких переносов ( просто устало внимание - обидно ) пробил байдарку о сучек. Было принято решение становиться на ночлег. Берега в этих местах очень крутые и высокие ( 4 - 5 м ). Байдарку клеил, не вынося на берег, стоя на бревне и держа в руках клей, бензин и другие необходимые принадлежности. По левому берегу проходит "набитая" тропа, но до утра нас никто не побеспокоил. Дров много. Погодные условия с первого дня похода не изменились.
      3 день пути, среда, 4.09.2002 г. Утром, позавтракав и проверив состояние склеенной байдарки, продолжили движение. Причем какое-то время я плыл на байдарке, перетаскивая ее через завалы, а мама шла по тропе со своим рюкзаком на плечах и с моим на тележке. Вскоре тропа кончилась и мы продолжили путь, погрузившись в байдарку. Завалы встречались так же регулярно, как и в предыдущий день ( Фото 4 ) . Как всегда, самые сложные участки, которых было достаточно много, не были сфотографированы... Стали встречаться гати - вбитые в дно поперек реки жерди, как правило, с небольшим зигзагообразным проходом у одного из берегов. Поскольку вода, упав в уровне, отошла от берегов, приходилось иногда разбирать часть гатей, чтобы пройти дальше. Позже мы снова разделились, тропа на левом берегу сильно заросла колючим кустарником. Встретились мы в месте впадения в Самару левой притоки Волчьей. Русло значительно ( до 40 - 50 м ) расширилось, слабо ощущалось течение, завалы кончились. По обоим берегам реки рос лес, причем на левом берегу лес тянется до села Песчанка . Однако, гати все же встречались. Первая же гать была ниже уровня воды забита мусором и полиэтиленом, поэтому течение сквозь узкий проход было очень большим. Нашу байдарку резко разогнало и в момент, когда мы уже почти прошли гать, со скрежетом сели на расположенный поперечно в воде железный уголок. Уголок прошелся от носа байдарки до середины багажного отделения, но так как байдарка была пролеена толстой резиной, шкура осталась невредимой. Пришлось на плаву перейти к переднему гребцу, чтобы мы смогли сойти с препятствия. До конца дня встречалось еще много гатей. Лес на правом берегу периодически сменялся полями и лугами, пока на горизонте не появилось село Кочережки . В сельском магазине купили пряники и с трудом нашли, у кого купить молоко. Пообедав на берегу реки у моста ( Фото 5 ) , поплыли далее.
     Река за селом сделала несколько изгибов и на последнем из них, в месте, где правый берег самый высокий и обрывистый ( Фото 6 ) , приподнесла сюрприз: русло здесь несколько ниже и мельче, поэтому течение на участке около 100 м подобно горной речке. Чуть дальше, речка на участке такой же длины совсем мелкая ( Фото 7 ) . В это время года трудно найти место, чтобы проплыть на байдарке, не касаясь дна. К тому же дно каменистое. Здесь-то мы и сели на мель. Пришлось выйти из байдарки и провести ее через перекаты. Проплыли село Подлесное. На этом участке гати встречаются довольно часто. На извилистых проходах большинства гатей стоят на деревянных коромыслах сети-сачки, проплыть через них или разобрать без ножа и топора, не выходя из байдарки было очень трудно. На всем этом участке правый берег, в основном, покрыт лесом и лесопосадками.
      В селе Васильевка нас встретил понтонный мост ( Фото 8 ) , через который мы перенесли байдарку и рюкзаки. В селе набрали воду. Участок между селами Васильевка и Всесвятское запомнится надолго: за 50 минут гребли ( до остановки на ночлег ) насчитал 15 гатей ( через каждые 100 - 150 м ) ( Фото 9 ) . К концу дня надоело аккуратно проплывать извилистый участок каждой - гребли довольно быстро до самой гати, затем дважды резко поворачивали за счет торможения и так же быстро гребли дальше. На ночлег остановились на правом берегу в 3 км от села Васильевка ниже по течению. Облачно, ветер незначительный.
      4 день пути, четверг, 5.09.2002 г. Подъем в 7.00. Пасмурно. Ветер восточный. Температура воздуха 20 °С. Выезд в 8.30. До села Всесвятское в течение 3 км нас встречали на пути гати так же часто, как и в предыдущий день, каждые 100 - 150 м. Русло реки слегка извилистое, начиная от села Андреевка становится заметно прямее. После села Ивано-Михайловка река поворачивает на юго-запад и становится шире ( 60 - 70 м ), течение практически не ощущается - плыть немного грустно. За мостом в селе Вольное ( Фото 10 ) русло делает плавный длинный двойной изгиб и поворачивает на восток. Таким образом мы плывем против усилившегося к этому времени ветра. На правом берегу в течение 3 км за селом тянется крутой холм, поросший лесом, затем поля и луга за посадкой вдоль реки.
      Далее река поворачивает на юго-восток и за поселком Черкасский ( остановились на обед, 12.50 - 13.40 ), делая несколько крутых изгибов, снова входит обоими берегами в лес. Здесь расположено много турбаз и домов отдыха. Не доплывая 1 км до моста в селе Орловщина , поворачиваем направо, по основному руслу. На ночлег остановились в сумерках на левом берегу в 900 м за железнодорожным мостом около г.Новомосковск. Весь вечер и часть ночи шел дождь.
      5 день пути, пятница, 6.09.2002 г. Выехали в 8.30. Участок маршрута до озера имени Ленина ранее планировалось проходить вдоль г.Новомосковск, но позже было решено пройти через село Песчанка. Последний участок несколько длиннее, однако русло реки здесь значительно уже и, следовательно, меньше разигравшийся не на шутку ветер. Кроме того данный маршрут изобилует живописными лесами, красивыми изгибами русла, плавнями и узкими проходами ( если идти по кратчайшему пути ). Этот участок не являлся новым и неизвестным, так как неоднократно посещался на байдарках в походах выходного дня и во время проведения соревнований по водному ориентированию.
     Целый день шел дождь то морося, то увеличиваясь, то на некоторое время прекращаясь. Обед в 12.30 - 13.30 в селе Новоселовка. Озеро имени Ленина проплыли вдоль левого берега ( благо ветер стих ) до начала г.Днепропетровск, затем переплыли на правый берег. Планировалось закончить водный поход на жилмассиве Победа, но так как световой день заканчивался и ранее маршрут был удлинен дважды, было решено закончить поход, не доходя километра до мостов через устье реки Самара, высадившись на правый берег в 19.10. Уехали электропоездом Богуславский-Днепропетровск в 22.30 с пересадкой в г.Днепропетровск на электропоезд Днепропетровск-Баловка ( 23.25 ).

Выводы и рекомендации

     В летнее и осеннее время года уровень воды в реке Самара значительно ниже, чем в весеннее время. Поэтому маршрут сильно усложняется ввиду наличия большого количества завалов, гатей и обносов, особенно на участке г.Павлоград - с.Вербки - с.Вязовок - с.Кочережки . Рекомендуется прохождение данной реки в весеннее время года, либо планировать начало маршрута по левой притоке Самары - Волчьей, например от города Павлоград или от сел Васильковка, Покровское.

Юрий Погребной , руководитель похода.

Карта маршрута
Карта маршрута. В 1 клетке 4 км

Фото крупным планом
1. Село Вербки
 
Фото крупным планом
2. Ночлег около села Вязовок
Фото крупным планом
3. Перенос через коряги
Фото крупным планом
4. Завалы на реке
 
Фото крупным планом
5. Мост около села Кочережки
Фото крупным планом
6. Крутой берег
 
Фото крупным планом
7. Перекаты
 
Фото крупным планом
8. Понтонный мост в селе Васильевка
Фото крупным планом
9. Гать
 
Фото крупным планом
10. Мост около села Вольное

Hазад


Туристский сайт
www.extremetour.dp.ua
www.boduni.narod.ru
© copyright 2001-2002